Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Как помочь ребенку прекратить буллинг.

       В детском коллективе время от времени случаются ссоры, конфликты, драки. Дети еще не умеют правильно отстаивать свое мнение и свои интересы.

       В случае, если конфликтные ситуации носят разовый характер и после их завершения инцидент исчерпан, речь о буллинге не идет.

       Буллинг — это регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком или группой агрессоров, которое обычно проходит в условиях замкнутой общественной группы. Буллинг всегда носит преднамеренный негативный характер и отличается неравным распределением сил между агрессором и жертвой.

       Буллинг предполагает психологический и физический террор, насилие, избиение, порчу имущества, психологическое давление, которое применяет один человек или целая группа по отношению к жертве. Систематичность издевательств, злой умысел и неравное распределение сил между жертвой и агрессором — основные критерии травли.

       Как понять, что сына или дочь травят в школе?

1. Ребёнок прогуливает школу

Даже может начать болеть то одним, то другим. Здесь включается уже психосоматика.

2. Ребёнок стал агрессивным

Он обижает самых близких людей: родителей, братьев, сестёр. Сын или дочка часто пребывают в подавленном настроении. Очень сильно проявляется плаксивость.

3. Ребёнок регулярно приходит домой побитым или с порванной одеждой.

Он один, а их (кто травит) много. Он пытается решить проблему силой. Но увы, силы не равны.

Кстати, практически никогда дети не признаются в истинной причине порванных брюк или рубашки. Так что мамы не спешите ругать за очередную испорченную вещь!

4. Стал хуже учиться.

Всё чаще в своём дневнике сын или дочь приносят плохие оценки. Ребёнок в условиях травли не может концентрироваться на учёбе, поэтому его успеваемость падает.

5. Перемены во внешности.

Ребёнок меняется внешне (причёска, манера говорить и т.д.) и часто в худшую сторону. При этом делает это как будто "из-под палки". На все ваши вопросы о необычных переменах во внешности, отвечает агрессией.

Такими переменами ребёнок пытается влиться в коллектив, который его буллит.

6. Ребёнок начал воровать деньги.

Если раньше такого не наблюдалось, то возможно он это делает, чтобы угодить своим "врагам"-детям, которые травят его и издеваются над ним.

       Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

       Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь. При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс. Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций. При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

       Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным. Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.

       Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика. Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки». Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и, если родители не готовы идти на контакт, не бросайте все на самотек. Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы. Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места. Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

       В конечном итоге эта ситуация ударит по всем участникам процесса: жертве, агрессоре и свидетелям. Но для жертвы последствия могут быть самыми серьезными.  Ухудшается успеваемость в школе. Жертве буллинга тяжело полноценно отдаваться учебе: сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, запомнить информацию. Стараясь избежать неприятных ситуаций, дети могут часто опаздывать на уроки или прогуливать школу. Снижается самооценка, ребенок теряет уверенность в себе. Кроме того, часто у детей развивается комплекс вины из-за того, что к ним применяется насилие. И если взрослые или окружающие не обратят на это внимание или будут это усугублять, например, фразами «а подумай, почему тебя обижают?», то со временем пострадавший будет искренне верить, что его есть за что обижать. Развивается депрессия. В некоторых случаях последствия оказываются настолько серьезными, что есть риск суицида. Нарушаются сон и аппетит, появляются боли, у которых нет органической природы (внезапные боли в животе, голове). Появляются сложности в общении. Неуверенному в себе ребенку будет сложно заводить новые знакомства, общаться и в принципе открываться и доверять другим людям.

       Часто пострадавшие дети сознательно изолируются от сверстников и стараются не включаться в группу. Что касается агрессора, то у него развиваются асоциальные свойства личности. Дисциплинарные меры, которые школа применяет к агрессорам (например, исключение из школы), также скажутся на жизни ребенка В конце концов, буллинг наносит вред всему коллективу — классу, школе, группе, поскольку дети, находящиеся в ситуации, где происходит насилие, всю свою энергию тратят на то, чтобы как-то справиться с этим, и сил на полноценную учебу и занятия у них не остается.

       Как нельзя вести себя взрослым.

       Запрещенные фразы: «Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п. Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.

       «Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет». Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.

       «Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи». Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.

       «Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться». Напомним, что буллинг —  это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.

       «Ты не должен ябедничать, это признак слабости». Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией. Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится. Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.  И только внимательное отношение взрослых к проблеме и своевременная помощь в ее преодолении помогут избежать всех негативных последствий буллинга.

Как остановить истерику у ребенка


       Наверное, трудно найти родителей, которые хотя бы раз в жизни не столкнулись с проблемой детских истерик. Истерики бывают у многих детей. Можно ли с ними что-то сделать или надо просто подождать, пока ребенок подрастет?

       Есть метод, как можно быстро поменять направление мыслей ребенка, который вот-вот начнет скандал из-за какой-то мелочи.

       Вот один из примеров. Ребенок пошел в детский сад и очень нервничал из-за этого. Он говорил, что никогда не сможет привыкнуть к садику. Дома тоже все пошло наперекосяк: Ребенок всё чаще злился и закатывал истерику буквально по любому поводу, по каждой мелочи.

       Психологи в таких случаях действительно могут дать много полезных советов, но есть один проверенный и несложный метод. Правда, есть один нюанс -  это работает с детьми старше 5 лет.

       Нужно дать детям понять — мы уважаем то, что они чувствуют. Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем чувства ребенка и в то же время даем ему самому участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.

       Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения — у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите.    

       Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос:

       «Это большая проблема, средняя проблема или маленькая проблема?»

       Когда ребенок начинает думать о том, что с ним происходит, это положительно действует на него. Вы задаете этот вопрос, ребенок отвечает, и вы находите способ решить проблему, причем ребенок часто сам предлагает, где искать решение.

       Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая. Некоторые проблемы ребенок считает «средними». Скорее всего вы их решите, но не в ту же секунду — это помогает понять, что есть вещи, которые требуют времени. Если проблема серьезная — а то, что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам это и кажется ерундой и полной глупостью, — такой проблеме придется уделить чуть больше времени.

       Иногда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так, как нам хочется.

       Вот еще один пример. Мама с ребенком выбирали одежду для школы, а ребенок обычно очень переживает из-за того, в чем идти. Ребенок хотел надеть свои любимые брюки, но они были в стирке. Он уже начал кукситься, когда мама спросила: «Это большая, средняя или маленькая проблема?» Ребенок задумался и сказал: «Маленькая». Мы уже знаем, что небольшие проблемы легко решить. Мама попросила ребенка предложить вариант решения, и он сказал: «Выбрать другие брюки». Мама ответила: «У тебя есть несколько брюк на выбор». Он улыбнулся и пошел выбирать другие брюки. Мама поздравила ребенка с тем, что он смог сам решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную точку в ситуации.

       Можно с уверенностью сказать, что нет каких-то волшебных приемов в деле воспитания детей. Воспитать ребенка, пройти с ним вместе через все этапы развития — это настоящая миссия.

       Иногда мы выбираем неверный путь, тогда надо иметь мудрость повернуть назад и попробовать другую дорогу.

       Надеемся, что эта информация поможет вам решить проблему детских истерик и научить ребенка справляться с преградами, которые встречаются на пути его взросления.

О суицидальных тенденциях

Суицид занимает третье место в классификации причин смертности населения после онкологических болезней и заболеваний сердца. По данным Всемирной организации здоровья около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число суицидальных действий и намерений значительно больше.

       Предотвратить суицид у детей и подростков может в первую очередь внимательное отношение родителей к психоэмоциональному развитию и состоянию своих детей. Важно научить подростков делиться проблемами. Как часто вы сами не воспринимали всерьез проблемы своих подрастающих детей? «Я устал», «отстань, мне некогда слушать всякую чепуху», «это всё – глупости», «давай поговорим позже» и т.д. После таких и многих других подобных фраз дети уже не будут искать вашей помощи. А тем временем, обиды и переживания детей заслуживают повышенного внимания родителей. То, что взрослому человеку кажется простым и понятным, для ребенка может быть огромной и неразрешимой проблемой.

       Давайте вспомним самих себя в подростковом возрасте. Как каждому из нас была необходима помощь самых близких людей – родителей! И если родители не находят времени, чтобы обсуждать с детьми их проблемы, дети найдут других людей, другие места, где их поймут, будут искать ответы на свои вопросы в интернете. В лучшем случае ребенок встретит умного, отзывчивого человека, который окажется мудрым наставником, поможет вашему ребенку в трудной ситуации принять правильное решение. А в худшем - ваш ребенок попадет в нежелательную ситуацию или компанию, в которой может потерять здоровье и даже собственную жизнь.

       Можно понять, почему мы отмахиваемся от своих детей: устали на работе, или на работе проблемы, или вас разозлили в общественном транспорте… Чаще всего, чтобы дети «не мешали», родители протягивают им мобильный телефон или планшет.

       А задумываются ли родители, сколько опасностей подстерегает детей в сети интернет? Одна из них – опасные социальные игры. Так называемые «кураторы» находят детей в социальных сетях по текстам, стихам, хэштегам, постам, привлекают их к участию в опасных играх, в которых в течение определенного времени игроку даются опасные задания. Финалом должен стать суицид игрока.

       При этом важно понимать, что интернет – это лишь площадка, где подростки объединяются в группы по интересам и играют. Они ищут своё место в мире, хотят проверить свои силы и свою значимость, а потому ищут приключений и адреналина. Кроме того, подросткам не хочется выбиваться из круга, они стремятся быть похожими на свое социальное окружение. Если друзья делают что-то (играют в интернет-игры, дерутся, пьют пиво и курят, выигрывают соревнования по футболу…), подросток постарается быть с ними. Вывод, который можно сделать сейчас, - дети найдут компанию и занятия по интересам. И от родителей зависит, какой выбор сделает их ребенок, чем он занят, с кем будет проводить свободное время и какие увлечения будут у него.

       Большинство игроков в вирусных играх пришли туда «за компанию». Основные причины, по которым подростки начинают играть:

- скучно, «нечего делать»;

- не хватает ощущений;

- все друзья играют;

- нет друзей, хочу найти их в игре;

- об этом говорят все вокруг, любопытно;

- хочу проверить себя: это другие не могут начать и выйти, а я смогу;

- есть реальные проблемы в семье, в школе, в отношениях со сверстниками, желание расстаться с этой жизнью или навредить себе.

       Распространение знаний об опасных играх приобрело вирусный характер за счет реакции в Интернете и в СМИ.

       Так как в подростковой среде очень сильна тенденция к подражанию, необходимо ограничивать распространение информации, которая могла бы привлечь подростков.

       В игру может привлечь:

- ореол опасности и таинственности;

- большой шум (все говорят – хочу попробовать);

- яркие подробности (это так красиво и романтично).

       Реальное и адекватное восприятие смерти формируется у подростка к 18-ти годам. В подростковом возрасте понятие «смерть» обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, отстраненное от собственной личности. А значит, даже прямая угроза жизни может не быть воспринята адекватно.

       Родители должны говорить с детьми об играх в спокойном, информативном тоне, без подробностей, избегать сообщений об интересных деталях игры, способах попасть в нее, деталях, которые могут привлечь подростков.

       Если родители, друзья или знакомые заметили на странице в соцсети призывные хэштеги, сообщения, посты, первым шагом должен стать анализ ситуации: подросток интересуется темой просто из любопытства или есть реальные предпосылки для суицидальных мыслей.

       Те, кто играет из интереса, как правило, используют свою реальную страницу, но могут заходить в игру и с дополнительных аккаунтов. На странице будут подписки на нейтральные подростковые группы и видео: шутки, смешные картинки, популярные сообщества по интересам (машины, спорт, косметика, кино и т.д.) и несколько групп с мрачным контентом.

       Те, кто действительно думает о суициде или о самоповреждении, чаще всего играют с дополнительной страницы, реже, - с основной. На странице достаточно мрачные видео, картинки, музыка с депрессивной окраской. В постах могут присутствовать мотивы самоповреждения, кровь.

       Одного анализа страницы недостаточно. Необходимо поговорить с подростком спокойно, без давления и угроз, расспросить, почему он интересуется подобными темами или начал играть в опасные игры.

       Если становится понятно, что подросток вовлечен в игру просто от скуки или из любопытства, нужно вывести его из игры. Для этого важно выяснить, чего конкретно в реальности не хватает подростку, а затем предложить альтернативы: занятие спортом, развитие увлечений и хобби, общение, совместный досуг и создание семейных традиций.

       Без участия родителей в жизни ребенка невозможно вывести его из игры. Скучающий подросток чаще всего отдан на воспитание школе, улице, интернету. Если родители заняты работой, личными проблемами, или ведут асоциальный образ жизни, помочь ребенку в таких случаях крайне сложно.

       Скучающие подростки могут получить предложение стать куратором игры. Такое предложение чаще принимают подростки, которым в реальной жизни не хватает уважения и власти. В таком случае следует подробно и без осуждения обсудить происходящее и обратиться к психологу.

       Вторая категория игроков имеет реальный шанс дойти до конца игры и совершить суицид.

       Когда подросток задумывается о суициде и решается на него, он хочет таким образом решить глобальную для него проблему, заслоняющую весь мир.

       Мотивы суицидального поведения:

- Переживание обиды, одиночества, невозможность быть понятым;

- Действительная или мнимая утрата родительской любви;

- Смерть, развод или уход из семьи родителей;

- Чувство мести, протеста, угроза, вымогательство;

- Неразделенные чувства, сексуальные неудачи, беременность;

- Боязнь позора, насмешек, унижения;

- Страх наказания;

- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;  

- Влияние «групп смерти»;

- Подражание героям книг или фильмов.

       Основные причины суицидальных попыток и суицидов:

- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, всё зависит не от тебя);

- Безнадежность (будущее не предвещает ничего хорошего);

- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Признаки суицидального поведения:


       Словесные

• Прямо и явно говорит о смерти;

• Косвенно намекает о своем намерении;

• Много шутит на тему самоубийства;

• Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.


       Поведенческие

• Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

• Демонстрирует радикальные перемены в поведении (еда, сон, внешний вид);

• Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.


 Ситуационные


• Социальная изолированность;

• Нестабильное окружение;

• Ощущение себя жертвой насилия;

• Тяжелая потеря;

• Чрезмерная критичность к себе.

     

       Суицидальное поведение может носить разный характер и бывает демонстративным, аффективным и истинно суицидальным.

       В основе демонстративного поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и на свои проблемы. Это своего рода просьба о помощи. Чаще всего демонстративные суицидальные действия совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» несправедливое отношение к нему.

      Это могут быть порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, изображение повешения. Попытки не доводятся до результата.

       Аффективное суицидальное поведение – это суицидальные действия под влиянием сильных негативных эмоций. Подросток действует импульсивно, не имея четкого плана действий. Обида, гнев затмевают реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

       При аффективном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными и сильнодействующими препаратами.

       Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия, чаще оставляет записки родственникам и друзьям, в которых прощается со всеми и объясняет причины своих действий.

       Поскольку поступки в данном случае являются продуманными, попытки суицида чаще всего заканчиваются смертью.  

       При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или спрыгиванию с высоты.

       У некоторых подростков в ходе опасных игр демонстративное и аффективное поведение сменяется истинным.

       К истинным намерениям подросток чаще всего приходит не сразу. Суицидальное поведение появляется не просто так, оно является следствием каких-то внешних или внутренних конфликтов подростка. Зачастую, ключевую роль играет чувство ненужности, неприятия внешним миром.  Если у вас доверительные отношения с ребенком, и вы смогли объяснить ему, что мир не всегда справедлив по отношению к каждому из нас и любую проблему можно решить, он будет знать, что его выслушают, поймут и помогут, он, скорее всего, не прибегнет к суицидальным действиям. Если вы внимательны к своему ребенку и интересуетесь жизнью подростка в современном мире, знаете о проблеме суицидов, причинах и поведенческих признаках, вы сможете остановить ребенка от фатального шага.

       Удерживающие от суицида мотивы:

- убежденность в необходимости преодоления проблемы (что бы ни случилось, я знаю, что ещё не всё потеряно);

- ответственность за семью (я очень люблю свою семью и никогда не оставлю их);

- страх самоповреждения (я боюсь, что останусь в живых после попытки суицида и останусь инвалидом);

- страх отвержения в обществе (другие станут считать слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой – сильный человек решает проблемы, а не убегает от них);    

- моральные и религиозные установки (мои убеждения запрещают мне совершать суицид).

       Что можно сделать, чтобы помочь?

       В первую очередь, нужно осознать, что проблемы, которые кажутся вам незначительными и не стоящими внимания, могут быть для человека крушением мира. Атмосфера спокойствия и доверия, уважение и принятие чрезвычайно важны.

       Допустите возможность, что человек действительно способен и может решиться на самоубийство. Много людей гибнет из-за невмешательства тех, кто рядом.

       Постарайтесь установить доверительные заботливые отношения. Отчаявшийся человек хочет помощи, хочет понять свои чувства, хочет почувствовать, что он не одинок, что он кому-то нужен. В случаях, когда в ответ человек получает насмешки, оскорбления, равнодушие, это может подтолкнуть его к окончательному решению уйти из жизни.

       Будьте внимательным слушателем. Будь то подросток или взрослый человек, он нуждается в обсуждении своей боли, своих переживаний и проблем.

       Не спорьте и не проявляйте агрессию. Фразы «ты живешь не хуже других…», «подумай, какой позор ты навлечешь на свою семью» блокируют дальнейшее обсуждение, вызывают у несчастного человека еще большую подавленность и чувство ненужности.

       Задавайте вопросы. Прямой вопрос «Ты думаешь о самоубийстве?» не приведет к мыслям о суициде, если таких мыслей у человека нет. Он будет удивлен: с чего ты это взял? А если человек думает о самоубийстве, он часто чувствует облегчение от того, что кому-то небезразличны его переживания и кто-то согласен обсуждать эту запретную тему.

       «С каких пор ты считаешь свою жизнь такой безнадежной?», «Как ты думаешь, почему у тебя появились такие чувства?» Можно перефразировать сказанное собеседником «Иными словами ты говоришь…», «Я правильно понял, что проблема в…»

       Согласие выслушать, обсудить то, чем с вами хотят поделиться, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает страх, что вы его осудите. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены».

       Не стоит говорить фразы: «Нет, ты так на самом деле не думаешь», «Ничего страшного, у всех такие проблемы, всем сейчас тяжело». Эти слова заставляют человека чувствовать себя еще более ненужным в то время, когда он так отчаянно нуждается в искреннем участии в его судьбе.

       Важно вместе поразмыслить об альтернативных решениях, которые возможно, еще не приходили человеку в голову. Есть такая притча: «Сижу, плачу от безысходности, ненужности, крушения всех планов и надежд. Подходит маленький мальчик и спрашивает: «Тетя, ты почему плачешь?». «Я никому не нужна, меня никто не любит».  «Тетя, а ты у всех спрашивала?»

       Наглядный пример того, что простое живое участие другого человека может отвлечь от переживаний, натолкнуть на позитивные мысли, помочь увидеть проблему с другой стороны и поискать пути решения кризисной ситуации.

       Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь человеку определить источник проблемы и понять, что ее усугубляет. «Что с тобой случилось в последнее время?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Кто из окружающих имеет отношение к ситуации?»

       Когда кризисная ситуация и эмоции выражены, важно выяснить, была ли подобная ситуация в прошлом и как она разрешилась, какие способы применялись для разрешения конфликта. Возможно, это пригодится и для решения существующей кризисной ситуации.

       Очень ценным является сосредоточение на том, что ты говоришь и чувствуешь. Когда беспокоящие мысли высказываются и обсуждаются с человеком, который проявил участие и заботу, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Человек, возможно, и не увидит выход из ситуации сию же минуту, но увидит, что не всё так безнадёжно.

       Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Важно сохранять заботу и поддержку даже тогда, когда кажется, что угроза миновала.

       Понятно, что внимания и участия со стороны неподготовленных людей может быть недостаточно и следует обратиться за помощью к специалистам. Отчаявшиеся люди имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Во время психотерапевтической консультации люди с суицидальными мыслями глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию специалисты обладают способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека, оказать реальную помощь и сохранить человеческую жизнь, которая бесценна.

             

Роль семейных традиций в воспитании

Воспитание детей – самая главная и самая сложная обязанность родителей. Существует несколько методов помочь ребёнку стать успешным и счастливым человеком. Чаще всего под воспитанием понимается какие-то «правильные» фразы. Например, «Нельзя брать чужое» или «Утром и вечером надо чистить зубы». Но есть и другие средства, более действенные и незаметные. Семейные традиции для детей – одно из них.


ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?

Семейные традиции — это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения, ритуалы, которые передаются детям от родителей.


РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьёй, прогуляться по парку в субботу – все эти казалось бы обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность вас и ваших детей. Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.


Традиции обеспечивают нас чувством стабильность. Каждый Новый год мы ждём не только чуда, но и времени, когда будем с семьёй украшать дом, готовить оливье, запускать фейерверк. Ведь традиции – это не только приятное и объединяющее занятие, но и регулярно повторяющееся. Когда ребёнок каждый декабрь ожидает чего-то конкретного, это даёт ему ощущение понятного и чёткого мира.


Кроме этого, устоявшиеся обычаи должны дарить родителям и детям положительные эмоции. Это может быть поход в кино каждый месяц или поход с ночёвкой каждое лето. Очень важно, чтобы в семье царил позитивный настрой. Тогда сын или дочь чувствует себя в безопасности и понимает, что он нужен маме с папой.


Семейные ритуалы – это ещё и способ донести до ребёнка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь, не вовлекая ребёнка в занудную лекцию, а приобщая к интересной и увлекательной жизни. Таким образом, роль семейных традиций в воспитании детей очень велика.


семейные традиции для детей


КАКИЕ БЫВАЮТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?

Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.

Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то свое, и вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.

Совместное времяпрепровождение. Это могут быть игры, походы в музей, кино, кафе, галереи, туристические сплавы летом или прогулка по снежному парку зимой.

ПРИМЕРЫ ИНТЕРЕСНЫХ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Туристические походы каждый год. Когда вся семья отправляется в лес или на сплав, взяв с собой палатку и спальник. Что может быть лучше сидения вечером у костра на берегу реки? Множество положительных впечатлений будет обеспечено ребенку.

Приготовление пищи всей семьей. Папа жарит мясо, мама готовит гарнир, а дети в это время режут овощи в салат. Потом все вместе красиво сервируют стол и садятся за ужин. После этого еда становится еще вкуснее!

Интересные задачки на день рождения. Имениннику утром выдается карта, с помощью которой он должен найти сокровище – свой подарок. Прелесть традиции в том, что сначала все члены семьи готовят квест вместе, а затем помогают юбиляру пройти его.

семейные традиции для детей


КАК СОЗДАТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ?

Традиции – это почти «рукотворная» деятельность. Мы сами создаём их. Позвольте ребёнку почувствовать себя хозяином своей жизни. Пусть он придумает действие, которое будет делать вся семья. Даже если это будет обычное чаепитие каждое воскресенье, всё равно это даст ребёнку силу и веру в своё влияние на окружающий мир.


Создавая традиции, мы создаём и жизнь. Наполняем её таким содержанием, каким захотим. Если семейные обычаи будут красивы и активны, такой же будет и жизнь вашего ребёнка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее малыша. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.


Важно, чтобы традиции не превращались в тюрьму для детей. Главное, чтобы ребёнок сам хотел участвовать в семейной жизни. Иначе это создаст негатив и только оттолкнёт его от родителей. Нельзя удерживать малыша за столом просто потому, что «у нас семейный ужин». Родители должны быть гибкими, принимать во внимание пожелание детей. Не нужно насильно внедрять обычаи. Лучше переговорить всем вместе, обсудить, что кому нравится и выбрать то, что по душе и маме, и папе, и сыну.


семейные традиции в воспитании детей


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

В Англии родителям важно вырастить из своего чада настоящего англичанина. Там сыновей и дочерей держат в строгости, их обучают сдерживанию эмоций. Может создаться впечатление, что англичане любят своих детей не так сильно, как в других странах, но это не так. Они просто привыкли жить и воспитывать малышей по-другому.


В Японии вы почти не услышите, что дети плачут. У ребенка до 6 лет сказочная жизнь – все его прихоти тут же исполняются. Мама малыша все свое время и силы тратит на воспитание ребенка. Но потом волшебное время заканчивается. Как только малыш идет в школу, его ожидают суровая дисциплина и порядок. В стране восходящего солнца все привыкли жить большой семьей: не только родители и дети, но и бабушки с дедушками.


В Германии мало кто вступает в брак раньше 30 лет. Там предпочитают сначала пожить для себя, познать мир, попутешествовать, поработать в разных местах, а уже потом создавать семью. До 30 лет немцы пытаются заработать денег, чтобы в дальнейшем их семья ни в чем не нуждалась.


В Италии в слово «семья» вкладывают большое количество людей. В этой жаркой стране семья – это не только мама, папа и ребенок, но и тети, дяди, бабушки, дедушки, кузены, вообще все родственники, даже самые дальние.  Важная семейная итальянская традиция – это совместные обеды, на которых все разговаривают, делятся своими проблемами, обсуждают интересные новости.


Во Франции женщины много времени уделяют своей работе и карьере, поэтому посте истечения небольшого срока после родов, французская мама возвращается на работу, а малыш остается с няней или отправляется в детский сад.


Влияние семейных традиций на воспитание детей очень велико. Традиции – это способ воспитания ребёнка не посредством «кнута и пряника», а с помощью естественного хода жизни.

Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

26 июня отмечается дата, имеющая всемирное значение. Это - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Он был учрежден в 1987 году как выражение решимости Генеральной Ассамблеи ООН усилить свою деятельность и создать мировое общество, свободное от злоупотребления наркотиками.


Однако несмотря на то, что мировое сообщество уже долгие годы борется с проблемой наркомании, медики сейчас особенно обеспокоены этой проблемой, так как имеют данные о том, что еще 3 года назад средний возраст наркоманов был 16-17 лет, а теперь он снизился до 13-14 лет. За последнее десятилетие число женщин, принимающих наркотические и психотропные препараты, увеличилось в семь раз!


Наркомания приводит к тотальному поражению личности и серьезным осложнениям физического здоровья. Многие специалисты в этой области называют наркотическую зависимость «биопсихосоциодуховным» расстройством. То есть, зависимый от наркотиков человек постепенно теряет уважение к себе, теряет свои нравственные качества и психическое равновесие. Из-за ненормальной психики он не может общаться с родными и друзьями, не в состоянии обрести профессию, и даже теряет навыки в том деле, которым владел до болезни. Вовлекшись в преступную среду, он приносит одни несчастья окружающим людям, и медленно, но неизбежно разрушает свою жизнь.


Еще одна опасная особенность наркомании – необратимость этого патологического состояния. Наркомания вызывает ряд социальных и медицинских последствий, отмечается низкий процент занятости, высокая частота криминогенного поведения и судимостей, нарушения семейных связей, повышенный суицидальный риск и высокую смертность больных наркоманиями. Наркомании, как известно, являются группой высокого риска развития гепатитов, ВИЧ-инфекции и СПИДа.


В настоящее время ситуация намного ухудшилась, и методы борьбы с наркоманией обязательно должны включать в себя широкое распространение информации о наркотических средствах, возникновении болезненной зависимости от наркотиков и последствий их употребления. Только так можно уберечь от этой беды подрастающее поколение. Именно молодые люди в большей степени становятся жертвами наркотической зависимости.


Важно раннее выявление фактов употребления. Существует множество признаков того, что человек меняет сознание при помощи наркотических, психотропных средств. Среди косвенных признаков употребления наркотиков и наркотической зависимости можно выделить следующие:


✔длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки;

✔неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;

отрешенный взгляд;

✔часто- неряшлевый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»; осанка чаще сутулая;

✔неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

✔раздражительность, резкость и непочтительность в ответах и вопросах;

✔изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ;

✔изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.

следы уколов.


Иногда общие для всех наркоманов признаки считают «вполне нормальным для подростка поведение», хотя это совсем не так. А именно:

✔нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями), у него падает интерес к учебе или привычным увлечениям и хобби, родители узнают о прогулах школьных занятий, снижается успеваемость;

✔увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения (начинают пропадать деньги и ценные вещи из дома);

✔появляются новые подозрительные друзья или поведение старых становится подозрительным;

✔настроение меняется по непонятным причинам (очень быстро и часто не соответствует ситуации).


Более подробную информацию можно получить у сотрудников ГБУ РК "Центр социальной адаптации" (пгт Почтовое,Бахчисарайский район) по телефону

О проблеме наркомании

Наркомания давно признана огромной проблемой во всём мире. Причин её распространения множество, но основной причиной считают баснословные прибыли наркоторговцев. По оценке Интерпола ежегодный мировой оборот наркобизнеса составляет 500-800 миллиардов долларов. Эти деньги отнимают у каждой конкретной семьи, в которой по неосторожности или по незнанию кто-то из близких однажды решил попробовать наркотик.

       Остро стоит проблема и в нашей стране. За последнее десятилетие наблюдается значительный рост наркомании. В восемь раз увеличилось число взрослых наркоманов, в 18 раз – наркоманов-подростков, в 24 раза – детей-наркоманов. В эти цифры просто трудно поверить, и за каждой из них скрывается самая настоящая трагедия тех, кого коснулась проблема наркомании. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Миллионов! Наркомания ставит под угрозу здоровье и будущее нации, губя молодое, подрастающее поколение.

      Абсолютно все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не больше десяти лет. Большинство умирает раньше. Распространены случаи, когда люди, употребляющие наркотики, умирают в течение первого года с момента начала употребления наркотического вещества от аллергии, инфекционных и сопутствующих заболеваний. Поскольку наркоманы пользуются не стерильными шприцами, среди них распространены многие болезни, передаваемые через кровь – СПИД, гепатит и другие. От этих болезней они часто умирают раньше, чем произошло отравление организма наркотиком.

       В большинстве случаев наркоманы умирают от передозировки. Наркомана через несколько лет ждет полное разрушение всего организма. Многие кончают жизнь самоубийством или погибают насильственной смертью, так как наркоманы живут в криминогенной обстановке и зачастую связаны с организованной преступностью. Наркоман теряет инстинкт самосохранения и легко может замерзнуть, стать жертвой преступления, попасть в аварию, погибнуть от несчастного случая и многих других причин.

       Специалисты утверждают, что в России быстро растёт число наркоманов нового типа. О приблизительном количестве так называемых наркопотребителей «выходного дня», которые принимают наркотические препараты по возможности нерегулярно, обычно нигде не говорят. Но эксперты уверены, что их доля быстро растёт. Обычно к «тихим наркоманам» относятся молодые люди, которые ведут обычный образ жизни, но иногда покуривают лёгкие наркотики или принимают другие синтетические вещества.

       Эти люди не выделяются из толпы, их главная цель – не попасться на употреблении наркотиков. Они уверены, что контролируют свою зависимость и поэтому не считают себя наркоманами.

       По мнению учёных, так называемое «аккуратное» потребление наркотиков может длиться до 10-15 лет, затем организм адаптируется к наркотическому веществу и требует перехода на новый уровень. Примерно восемь из десяти людей с тяжелой зависимостью начали свою наркокарьеру с так называемых легких препаратов.

       Нужно помнить, что власть над наркотиками – лишь иллюзия, и рано или поздно психологическая зависимость перерастет в физическую. Исследователи заметили, что люди намеренно выбирают лёгкие вещества, думая, что не заработают зависимость. Но неоспоримым является тот факт, что переход на тяжелые наркотики – лишь вопрос времени.

       Как же поступать родителям, чтобы их ребенок не стал наркоманом? Нужно воспитывать ребенка так, чтобы у него не возникало желания уйти из семьи на улицу. Большое значение имеет общее развитие культуры, приобщение ребенка к спорту, музыке, искусству. Ребенок из неблагополучной семьи легче станет наркоманом, хотя и дети из обеспеченных и благополучных семей тоже довольно часто попадают в поле зрения наркоторговцев. Торговцы наркотиками обычно стараются привлечь к наркомании подростков из благополучных и богатых семей, которые потом будут тратить на наркотики средства родителей. И, как показывают приведенные выше цифры, работают наркоторговцы весьма успешно. Поэтому нельзя делать вид, что нас это не касается, и наши семьи эта проблема никогда не затронет.

       Старайтесь, чтобы ваш ребенок был занят, имел увлечения, стремитесь проводить больше времени вместе. Объясните ребенку, что для того, чтобы не стать наркоманом, нужно избегать плохой компании, никогда не общаться с теми, кто уже употребляет наркотики. Особенно следует избегать тех людей, которые предлагают попробовать наркотические вещества бесплатно. Ни в коем случае нельзя пробовать наркотики хотя бы один раз. Ребенок должен знать: пристраститься к наркотикам можно даже после одного укола!

       Убедите ребенка в том, что нужно решительно и навсегда прекращать всякое общение с теми, кто предлагает им попробовать наркотики!

       Лучше один раз сказать твердое «Нет!», чем потерять здоровье и право на будущее, а возможно, и саму жизнь.

       Лечение наркомании – сложный и длительный процесс. Сначала выводят из организма наркотик, потом стараются снять зависимость и влечение медикаментозными средствами. Далее следует лечение осложнений, так как больной находится в состоянии полного расстройства всех функций организма.

       Лечение наркомана возможно только при желании больного, и зачастую, малоэффективно. Вся сложность лечения заключается в том, что подавляющее большинство наркоманов вообще не считают себя больными. Они готовы погибнуть, но не лишиться "кайфа". Выраженное болезненное психическое влечение к наркотику они воспринимают как свое желание, и активно стремятся к переживанию ярких образов и чувств. Даже при стремлении к лечению и после снятия телесных ощущений и осложнений – на многие годы остаётся психическое влечение, по временам обостряющееся. Если учесть, что личность уже повреждена, обезволена, то понятно, как трудно бороться с наркоманией. Число вернувшихся к нормальной жизни людей исчисляется единицами. Те, кому удалось порвать с наркотической зависимостью, очень медленно возвращаются к прежнему образу жизни. Человек, преодолевший наркотическую зависимость, уже никогда не станет таким, каким он был прежде. Во многом изменения в состоянии здоровья носят необратимый характер.

       Родителям следует быть внимательными к своим детям. И каждому из нас важно знать признаки употребления наркотиков.

       В первую очередь необходимо обратить внимание на зрачки. В нормальном состоянии у человека могут быть расширены зрачки при снижении освещения, возбуждении, применении капель для глаз. Иногда такое явление наблюдается при заболеваниях нервной системы или глаз.

       У наркомана зрачок может быть стабильно расширен или сужен. Это зависит от вида принимаемых наркотиков. Зрачок сохраняется расширенным или суженным, не реагируя на изменение освещения, все время действия наркотического средства. Глаза при этом становятся покрасневшими и как будто стекленеют.

       Заподозрить, что ребенок или близкий человек принимает наркотики можно по следующим признакам:

- смена веселого настроения на полную депрессию, безо всякой причины. Иногда немотивированные вспышки злобы и агрессивное поведение;

- постоянная сонливость в дневное время и повышенная бодрость и активность в ночное;

- длительное и полное отсутствие аппетита, которое может резко смениться обжорством. Наркоман может съедать по несколько порций за один раз, при этом он не поправляется;

- появление следов от уколов. Как правило, многие наркозависимые стараются делать инъекции в места, которые скрыты от посторонних глаз одеждой;

- отмечается абсолютное равнодушие к тому, что еще недавно интересовало или волновало. Безразличие к радости или горю близких людей. Признаки такого поведения кроются в том, что наркомана теперь волнует только один вопрос: где достать дозу? Ничего, что не касается наркотика и его употребления его уже не волнует;

- меняется манера речи. На вопросы зависимый может отвечать однозначно, или же совсем молчать. По телефону разговор ведет отрывочными фразами;

- в разговоре появляются неизвестные ранее слова, присущие наркоманской среде;

- возможны либо полная смена внешнего вида, либо абсолютное равнодушие к нему. Возникают попытки замаскировать глаза постоянным ношением темных очков;

- симптомы, которые напоминают простудное заболевание. Возникает озноб, потливость, слезотечение, насморк;

- зависимый от наркотических средств человек часто испытывает сухость во рту и потребляет иногда большое количество жидкости;

- возникновение навязчивых движений – почесывание, обкусывание ногтей и тому подобное;

- иногда возникают тревожность и мания преследования;

- нахождение в доме атрибутов для употребления наркотиков. Пачки из-под таблеток, обугленные ложки, использованные шприцы, кусочки бумаги или фольги;

- перемены в характере. Человек замыкается, перестает общаться с прежними друзьями, плохо идет на контакт. У него появляются новые «странные» приятели;

- у наркозависимого появляются провалы в памяти, нарушается процесс запоминания, ухудшается учеба в школе. Особенно быстро такие изменения происходят в подростковый период, когда формирование нейронных связей в центральной нервной системе еще не завершено до конца;

- из дома начинают исчезать вещи и деньги. Учащаются просьбы к родителям по поводу финансовой помощи, под любым предлогом.

        Присутствие хотя бы трёх из этих признаков является серьезной причиной для того, чтобы начать разговор и попытаться выяснить ситуацию. Если это сделать не получается, то следует обратиться за помощью к школьному психологу или в наркодиспансер по месту жительства. Это трудный, но необходимый шаг для спасения своего ребенка или близкого человека.

       Некоторые наркоманы, зная об особенностях своего внешнего вида, могут попытаться замаскировать его. Это, касается тех, кто еще не перешел в ту стадию, когда становится все равно.

       Но, несмотря на попытки скрыть употребление наркотиков, при внимательном отношении к своим близким людям можно определить, что человек употребляет наркотики, а изменение психики и поведенческие особенности не в состоянии скрыть ни один наркоман.

       Надеемся, что полученные знания помогут вам уберечь своих детей от такой беды, как наркомания.

Последствия неправильного воспитания

Каждый родитель по мере возможности старается уберечь свое чадо от неприятностей — от жизненных разочарований, от болезней и невзгод — именно так представляют большинство взрослых счастливое детство. Нередко мамы и папы предупреждают даже малейшие несчастья – разбитые коленки, невкусную еду, двойки в школе.


Чрезмерная опека. Стремясь помочь, взрослые увлекаются этим процессом и начинают делать многие вещи за ребенка. Родителей не всегда радует самостоятельность малышей, потому что «все равно не получится», «рановато». Но как же оно получится, если не пробовать? Любая ошибка – это не менее важный опыт, чем правильно выполненное действие, и от негативного опыта во многом зависит умение принимать самостоятельные решения в будущем.


Наверное, многие удивятся, но одеваться и снимать одежду без помощи родителей малыши способны уже в трехлетнем возрасте, в то время как мамы и папы раздевают и одевают детей в старших группах детского сада — так быстрее и надежнее, а многие заботливые бабушки продолжают это делать и в начальной школе.


Часто замечаю в поликлинике, что на вопросы врача отвечает не ребенок, а мама. Так быстрее, проще, легче – маме, не ребенку, так как он не научится отвечать, если ему не разрешать это делать. Позвольте малышу самому рассказать врачу, как он себя чувствует, позвольте самому одеться после осмотра. Да, это дольше, но разве вы куда-то спешите?


В природе каждого ребенка заложена самостоятельность и вместе с ней множество страхов: быть непонятым, непринятым, осмеянным. Дети боятся задавать вопросы, обращаться к взрослым, просить водителя маршрутки остановиться на нужной остановке. Важно помогать ребенку обретать самостоятельность, не оберегая от каждого дуновения ветра, чтобы не видеть впоследствии трясущегося от страха ребенка, не способного решиться на элементарное действие.


Помощь школьникам. Родители, жалея начинающего учиться ребенка и опасаясь, что без их помощи чадо получит двойку, помогают ему выполнять домашние задания, а порой и делают это самостоятельно, не утруждая школьника. Вы всегда можете помочь, подсказать, объяснить непонятную тему, но выполняя домашнее задание за ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу – он не только не научится решать задачки, но и планировать время, и видеть последствия своих поступков. Не выучил урок – получай двойку — эта причинно-следственная связь так же работает и во взрослой жизни: проспал – опоздал на работу – тебя уволили.




Как не уничтожить в своих детях подвижность и любознательность

Счастье — это исполнение желаний. С этим утверждением трудно не согласиться, и мы видим, как родители стремятся тут же исполнить желания своих чад: «Хочу есть!» — «Сейчас перекусим», «Пить!» — «Вот автомат с напитками!», «Мне скучно!» — «Бери планшет!», «Хочу игру» — «Сейчас закажем!». Между тем, способность подождать, потерпеть, отложить на время удовлетворение своих желаний — один из ключевых моментов будущего успеха: осчастливив детей в настоящий момент, мы делаем их несчастными в перспективе. Наши дети постепенно привыкают к тому, что все проблемы должны решаться моментально, часто без их участия и усилий, и даже небольшая задержка вызывает в них раздражение. Со временем даже незначительные стрессовые ситуации становятся препятствием к жизненному успеху.


Развлечения. С детства мы пытаемся создать для ребенка мир, в котором нет скуки, и день за днем думаем: «а чем же мне развлечь сегодня малыша, чем порадовать? В бизиборд он уже не играет, говорящий карандаш надоел, раскраски давно не интересны. Может быть, его заинтересуют палочки Кюизинера?» И в первые годы жизни ребенка мы с ним живем в разных мирах: он — в мире радости, веселья и развлечений, а мы — в мире рутины и работы. В свой мир мы привлекаем его лишь изредка: успеет, наработается еще.


А между тем такая простая монотонная работа, как убрать игрушки, расставить по местам обувь, подмести на кухне или вытереть пыль закаляет ребенка для выполнения скучных обязанностей, что требуется при обучении. И придя в школу, где надо писать, чертить или считать, наши школьники говорят: «Не могу, это слишком сложно. И очень скучно». Работоспособность и прилежность не тренируются бесконечными развлечениями.


Сиюминутные радости. Родители любят баловать и радовать детей, но дочки-сыночки иногда бывают счастливы от очень вредных моментов – от просмотра телевизора круглые сутки, от освобождения от домашних заданий, от кока-колы на завтрак. И родители, видя счастливые лица своих детей, все чаще «дают слабину».


Как же мы воспитываем детей, если даем не то, что для них хорошо и полезно, а то, что им нравится? Дальше — хуже: они усваивают, что можно делать только то, что хочется. Слова «надо» в их лексиконе нет. Делать то, что нужно для достижения жизненных целей, им трудно, а порой и становится невозможно, что в конечном счете приводит к разочарованиям и депрессиям.


Очень важно осознать: сиюминутные радости грозят проблемами в будущем. К счастью, дети копируют поведение родителей, поэтому можно менять их желания через собственное поведение.


Новые технологии. Девайсы и гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей — пусть забавляются, сейчас весь мир завязан на компьютерах и Интернете! За это наши дети расплачиваются нервными срывами, рассеянным вниманием и нежеланием жить в реальном мире — повседневная жизнь слишком скучна по сравнению с виртуальностью.


Эмоциональная доступность родителей — основное топливо для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем этого детей.


Чаще всего в ситуациях, когда родитель интенсивно подстилает ребенку соломку в детстве, он пытается сделать счастливым самого себя — это ему проще ответить на вопросы, одеть ребенка, выбрать ему компанию, сделать домашнее задание и не переживать за разбитые коленки — на нем всегда надеты наколенники. Ребенок счастливее от такого отношения не становится, а постепенно утрачивает свою природную тягу к самостоятельности, и во взрослой жизни уже не умеет ее проявлять. Ребенку нужен опыт, пусть и негативный: все помнят поговорку «на ошибках учатся»?

Как быть спокойным родителем?

Дети не всегда радуют пап и мам своим поведением — зачастую родителям после очередной выходки чада бывает трудно держать себя в руках. Терпение и понимание – вот без чего не обойтись в воспитании. Но как оставаться спокойным, когда ребенок, например, порвал обои или разбил любимую вазу?


Универсального приема, позволяющего сохранять самообладание в любой ситуации, конечно, нет, но надо учиться осознанно выбирать ответную реакцию на поведение детей — не действовать в этот момент под влиянием эмоций.


Никогда не говорите и не принимайте решений на эмоциях. Как бы сильно вас не вывели из себя дети, сделайте паузу: посчитайте до 10, совершите несколько глубоких вдохов, выйдите из комнаты — сделайте что угодно, но сначала верните себе контроль над мыслями, а потом уже действуйте.


Как не срываться на детях. Профилактика


Учитесь управлять своими эмоциями. Ребенок действует интуитивно и нелогично именно потому, что он еще ребенок, который не всегда в состоянии справиться со своими чувствами, словами и делами. Проблема в том, что мамы и папы часто реагируют на поведение ребенка как дети — обижаются, злятся, ждут, что ребенок сам осознают ошибку, а ведь дети учатся на примере взрослых! Кто-то должен оставаться взрослым и подавать правильный пример! Если родитель спокоен, то ребенок, наблюдая за ним, чувствует его правоту и «срисовывает» поведение. Если вы хотите, чтобы ребенок был спокойным и уравновешенным, подайте ему пример – будьте такими, каким вы хотите его видеть.


Принимайте свои эмоции. Не умея справляться со своим негативом и понимать злость-обиды другого, взрослые склонны либо давить — «перестань немедленно», «замолчи», либо потакать, стараясь быстрее «замять» конфликт. Обе реакции не приводят к позитиву. Чтобы изменить ситуацию, надо учиться принимать свои чувства, тогда и переживания ребенка принять будет легче. А со временем и научить его этому.

Проговаривайте вслух свои эмоции. Чтобы научиться контролировать свое эмоциональное состояние, можно применять такой прием, как вербализация – проговаривание вслух своих чувств. Исследования подтверждают, что люди, различающие эмоции, способны эффективнее их регулировать, и в целом лучше управляют ими, уменьшая накал негатива.

Читайте также


«Радость материнства» или верните меня мне


Как родителю помочь себе в ситуации эмоционального выгорания

Высыпайтесь. Очень трудно сохранять самообладание, будучи сильно уставшим. Полноценный восьмичасовой сон – вот что позволит каждому родителю закрывать глаза на многие детские выходки и капризы.


Наблюдайте за собой. Чтобы лучше понимать себя, заведите привычку фиксировать свои мысли и ощущения в дневнике и анализировать их. Выделяйте ежедневно хотя бы 10 минут для одиночества. Тогда вы точно будете знать, в чем истинные причины раздражительности, чего действительно вам хочется, а что делается на автомате или по желанию других.


Не забывайте про хобби. Любому человеку (и прежде всего семейным людям) нужно иметь увлечения. Так, по мнению психологов, повышается устойчивость к стрессу. Читайте, шейте, вяжите, танцуйте, занимайтесь йогой — главное, чтобы хобби помогало отвлечься от повседневных дел и приносило удовольствие.


Планируйте свой день. Как бы много вещей вам не хотелось сделать, поймите, что ваше спокойствие и спокойствие ваших детей важнее. Планируйте и распределяйте дела во времени, равномерно загружая себя в течение недели. Если вы меньше устанете, то вам легче будет перенести шалости вашего малыша.


Физические нагрузки полезны не только для здоровья! Психологами давно установлено, что лучший способ справиться со стрессом и раздражением – выполнить какую-то физическую нагрузку — прогуляться, попрыгать, побегать или устроить генеральную уборку. Регулярные физические нагрузки способны уменьшить накал страстей.


Чаще вспоминайте о приятном. Когда вы сильно раздражены, вспоминайте счастливые моменты, которые дарят вам дети.


Больше тактильных контактов. Для профилактики плохого настроения и повышения жизнестойкости психологи советуют чаще ласкать, обнимать и целовать детей.


Быть спокойным родителем все-таки возможно. Цените время, которые вы проводите вместе с вашими малышами и с понимаем относитесь к их шалостям.

  • 1
  • 2