Новости

Наказание как часть воспитательного процесса

Наказание — часть воспитания: оно следует за нарушение правил и договоренностей. Так ребенок усваивает принятые в обществе законы и нормы. Оно должно соответствовать определенным правилам:

    Наказание должно быть неизбежным. Оно имеет смысл только в том случае, если неотвратимо наступает при нарушении запрета или договоренности.

    Наказывать можно только за то, что ребенок контролирует. Не стоит наказывать за то, что он слишком медленный, неаккуратно ест или страдает от недержания. Это — его особенности, изменить которые без помощи взрослых он не может. Также нельзя наказывать за случайные проступки, например, когда ребенок разбил тарелку или пролил воду. Предложите убрать за собой и обсудите, что делать, чтобы это не повторялось.

    Наказание должно быть адекватно проступку. Не стоит одинаково отчитывать ребенка за двойку и разбитое окно. За мелкие шалости — мелкие наказания, за серьезные проступки — солидная взбучка.

    Наказание не может касаться базовых вещей. Нельзя отбирать у ребенка личное пространство, еду, его вещи, право на прогулки и встречи с друзьями. Целесообразнее ограничивать в развлечениях: походы в кафе, поездки или время на гаджеты (телевизор). Карманные деньги забирать тоже не стоит. Но их можно использовать на покрытие расходов в случае намеренного причинения ущерба (например, если ребенок специально испортил вещь другого).

    Хвалить надо чаще, чем наказывать. Положительные подкрепления работают лучше, чем отрицательные.

В целом, этих правил достаточно для того, чтобы выстроить грамотную систему наказаний. Однако часто родителями используются приемы, которые негативно сказываются на психике детей. Кто-то не знает, что можно по-другому, аргументируя "нас так наказывали, и ничего, нормальными выросли".  Другие считают, что только так можно добиться послушания.

Запрещенные приемы:

    -  Физические наказания. Они унижают достоинство ребенка и учат тому, что прав тот, кто сильнее. А еще порождают страх перед родителем и провоцируют развитие у ребенка жестокости и хитрости.

    - Игнорирование.  Ребенок, которого отвергают, быстро понимает, что любовь можно «заслужить» хорошим поведением и становится «удобным». Таким и остается на всю жизнь, и потом коллеги, супруги и дети садятся ему на шею. Второй вариант — ребенок, который вначале остро реагирует на безразличие, со временем привыкает к нему, становясь безразличным к чувствам и поступкам других людей.

    -Сарказм. Ребенок, воспринимая сарказм как упрек, становится неуверенным в себе, пытается стать удобным. Да, жизнь будет серой и неинтересной, зато никто не посмеется над тобой.

    - Манипуляции. «Мне за тебя стыдно», «От твоих проделок я плохо себя чувствую», «Если будешь так вести себя, я заболею и умру», — очень часто под видом наказания мы перекладываем на ребенка ответственность за свои чувства. Если вдруг что-то не получится из-за того, что заболел или испортилась погода, он будет винить себя. Всегда.

    - Запугивания. «Если будешь себя плохо вести, то тебя полицейский заберет», — говорят некоторые родители, когда не могут добиться от ребенка нужного поведения. К этой же тактике относится и ситуации, когда мы говорим, что ребенок попадет в тюрьму или с ним никто не будет дружить. Возможно, в краткосрочной перспективе родители и добиваются нужного поведения, но скоро дети понимают, что в тюрьму их никто не посадит, поэтому пропускают и другие предупреждения родителей мимо ушей. А также видят, что не все обещания выполняются. Кроме того, такой подход учит их бояться представителей власти, что может обернуться против них в опасных ситуациях.

Запрещенные методы всегда работают одномоментно, но в будущем от них больше вреда, чем пользы. Следовательно нужно выбирать правильные методы и подходы.